30 Апр

ОТ ЛЕСТНИЦЫ КАК КОММУНИКАЦИОННОГО ЭЛЕМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗДАНИЙ К СТУПЕНЧАТЫМ СТРУКТУРАМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Лестницы являются одними из элементов коммуникации зданий, и основным их назначением является связь между этажами. Однако можно отметить, что лестницы часто служат не только для транзита, но и насыщаются иными функциями. Исследования показывают, что на лестницах люди останавливаются, разговаривают, студенты даже могут сидеть на ступенях или скапливаться на площадках у подоконников, выполняя какие-либо учебные задания. С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) роль коммуникаций расширяется, и они используются как места получения необходимой информации. Тем более что в настоящее время широкое распространение получили дистанционное образование, обучение через интернет (сетевые курсы, электронные библиотеки и сетевые ресурсы, виртуальные лаборатории; виртуальные конференции и др.), деловые игры [1]. Эти виды обучения не требуют обязательного нахождения в аудитории или библиотеке [3]. О таких моментах упоминается в ряде статей [5]. Необходимые материалы в библиотеках можно взять из фондов с открытым доступом, которые могут размещаться и в коммуникационных пространствах [6].

В связи с вышесказанным места для групповых и самостоятельных занятий, работы с компьютерами, отдыха и общения (как непосредственного общения, так и опосредованного, например, в интернете) могут находиться во внеаудиторных пространствах, особенно в коммуникационных пространствах [4]. Лестницы интегрируют в себя функции рекреации, обучения и общения.

Многообразие лестниц — известный факт [2]. С учетом указанных функций  рекреационного, общественного и учебного значения имеющиеся в проектной практике примеры свидетельствуют о возможности деления лестниц по их архитектурным решениям на следующие виды:

  1. лестницы со специально организованными местами для отдыха и занятий (наличие зон на расширенных, промежуточных площадках, островные, нетранзитные зоны маршей и пр.);
  2. лестницы-амфитеатры (доля ступенчатого учебного и рекреационного пространства в них превышает транзитную часть);
  3. ступенчатые структуры «скульптурного» характера (от пирамидальных, холмообразных с трибунами до сложных, параметрического характера пластики);
  4. лестницы с дополнительной ролью полок, стеллажей или для трансформации в рабочую зону с компьютером.

Способы архитектурной адаптации учебных зданий для новых форм и технологий обучения, где лестницы являются предметом разработки, иллюстрируют следующие примеры решений, в которых лестницы расширяют свои функции и пространственно изменяются.

Увеличение размеров промежуточных площадок лестниц для создания мест отдыха и учебы. Пример решения в проекте здания датского университетского колледжа VIA (арх. Schmidt Hammer Lassen Architects), где были увеличены площадки лестниц в атриуме, общем для четырех крыльев здания и являющемся главным общественным пространством.  Зоны отдыха оборудованы специальной мебелью (диваны и столики).

Организация широких террасированных элементов вдоль марша лестницы. В здании конгресс-центра Harpa, Рейкьявик, Исландия (арх. Henning Larsen Architects) организованы террасы шириной в пять ступеней, оборудованные специальной мебелью для общения по группам (проведение круглых столов и др.).

Устройство функциональных площадок в межлестничном проеме. Используется контур пространства лестниц разной формы. Например,  в проекте спиральной  «обитаемой лестницы» (дизайнер Пол Коксидж) был расширен диаметр лестницы, и при этом нет центральной колонны. Это позволило создать в межлестничном проеме площадки для отдыха и общения, их оформление включает озеленение.

Расширение марша лестниц и создание на нем мест для учебы, отдыха и общения путем организации островных и боковых зон. Бывают разные приемы решения. Расширение марша лестницы и создание на нем зоны с увеличенными ступенями с краю — в проекте колледжа района Вестминстер (арх. Schmidt Hammer Lassen Architects). Также зоны могут быть созданы в уширениях марша, эти нетранзитные зоны используются как места для сидения. В учебном здании  Венского университета экономики и бизнеса (арх. BUSarchitektur) у лестницы с треугольным маршем выделена зона с большими ступенями внизу, в расширяющейся части лестницы. В офисе компании «Wieden+Kennedy», Манхеттен, Нью Йорк, (арх. WORKac) создана лестница-амфитеатр с круглым маршем, центральная часть которого предназначена для движения людей, а боковые — для отдыха.

При включении в пространства лестниц рекреационно-учебных функций они претерпевают в зависимости от количественной доли этих преобразований качественные изменения. Интегрированные функции могут дополнять основную функцию, сопровождать, быть с ней на равных, превалировать над ней. Ступенчатая система становится разной по своим архитектурно-пространственным характеристикам. При последовательном развитии коммуникативной и рекреационной функций в лестнице они из сопровождающих становятся основными, а функция транзита, наоборот, второстепенной. Соответственно меняется соотношение площадей этих зон. При этом лестница с сидячими местами начинает приобретать сходство с амфитеатром как по размеру, так и по функциям (аудитория, зрительские места, озеленение). В этом случае пандусы и лестницы включаются как элементы в террасированные амфитеатры. Упомянутую ранее функцию лестниц как стеллажей можно показать на примере лестницы в библиотеке Токио (арх. Соу Фудзимото), которая является продолжением читального зала и большую ее часть занимает зона для читателей, где предусмотрено и хранение книг в ступенях и боковых стенах.

Очень часто в современной зарубежной проектной практике используется ступенчатая структура, которая активно формирует внутреннее пространство здания. Такая ступенчатая конструкция была создана в перекрытом дворе Делфтского технологического университета для нового исследовательского институтатрибуны «The Why Factory» (арх. MVRDV). Ее объемно-пространственные габариты достаточно внушительны. Данная ступенчатая конструкция имеет три яруса. Внутри нее размещены: аудитория, переговорные, офисы. Сами трибуны используются для показа фильмов, при проведении лекций, во время праздников. В обычном режиме площадки и ступени лестницы служат местами самостоятельной работы, для чего в ступенях предусмотрены розетки, обеспечен беспроводной доступ в интернет. В проекте важным было обеспечить гибкость, так как он совмещает много функций: учеба, работа, встречи и переговоры, макетирование, хранение, кинопоказы, праздники. Столы для макетирования во дворе сделаны на колесиках, и когда нужно освободить место около трибуны, например, при показе презентаций, столы легко убираются в сторону. Вся конструкция окрашена в яркий оранжевый цвет, за счет чего смотрится единым независимым элементом в здании [8].

Ярусная форма в интерьере была использована для библиотеки Boekenberg в Спейкениссе (арх. MVRDV). Здание напоминает традиционные голландские дома со скатными крышами или гору. Под светопразрачным фасадом, внутри здания, устроена пирамида, ярусы которой  формируют аудитория и учебные помещения. Библиотека размещена над ними, на террасах пирамиды. Полки закрывают стены пирамиды, образуют оргаждения галерей и перилы лестниц.

Упомянутые лестницы-амфитеатры и ступенчатые структуры лучше всего организуются в крупных пространствах атриумов, пассажей, молов, холлов, а особенно при свободной планировке. Величина этих объемов позволяет размещать перед ними крупные дисплеи — медиа экраны, при этом поверхности объемов оборудуют для обеспечения технологического процесса обучения (розетки, компьютеры, сидения и пр.), а также эстетически оформляют — чаще всего зоны их поверхностей озеленяют.  Прием лестницы-амфитеатра может использоваться и при реконструкции учебных зданий с внутренними дворами. По аналогии можно привести пример реконструкции внутренних дворов Михайловского дворца русского музея (арх. ЗАО «ЛенПолпроект», М. Филиппов), в котором дворы приобретают роль единых пространств высотой в два уровня.

 Эволюция лестниц-амфитеатров и ступенчатых конструкций при  своем дальнейшем развитии приводит к их решению в виде  атриумов, которые становятся крупной полостью в объеме здания. Они являются источником естественного света, позволяют обеспечить визуальную связь между этажами. Вокруг них группируются места отдыха и общения, инновационных форм обучения. Функционально лестница-амфитеатр становится крупным коммуникативным пространством, общественной площадью или «форумом». А для объема здания лестница-амфитеатр становится формообразующим элементом. Например, в проекте колледжа Купер-Юнион (арх. Том Мейн, Morphosis) широкая лестница-амфитеатр в центре здания играет роль главного общественного пространства, авторы называют ее «вертикальная площадь (пьяцца)». На лестнице проводятся лекции, дебаты, это место коммуникативных контактов и отдыха. Вестибюль первого этажа – нижняя площадка лестницы – выполняет роль сцены при проведении мероприятий. Лестница поднимается на четыре этажа от уровня земли через атриум до студенческой гостиной. На верхних этажах места неформального общения и семинарских занятий примыкают к атриуму. Противоположные контуры атриума соединяют мостики [7].

Таким образом, представленный материал свидетельствует о потенциальных возможностях эволюции архитектурного пространства коммуникаций для расширения их функций. При этом показывается рациональность их решений для технологии учебного процесса и рекреационной деятельности в структуре здания. В современных проектах последних лет наблюдается тенденция архитектурной работы с таким элементом, как лестница, которая трансформируется от архитектурного элемента с сугубо коммуникационными функциями до уровня  архитектурно-пространственного приема, влияющего на внутреннее и объемно-пространственное построение здания. Данное проектное направление обладает большим потенциалом для дальнейших разработок.

Список литературы:

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 192 с.
  2. Киселева Т. Ю. Наружные лестницы. М. : Ладья, 1995. 96 с.
  3. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «гринфилда» в образовании. М. : СКОЛКОВО, 2013. 52 с.
  4. Петрова Л. В., Шульгинова О. А. Коммуникационные пространства учебных зданий образовательных учреждений в аспекте их коммуникативно-рекреационных функций // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. 4 – 5 декабря 2014 года, г. Санкт-Петербург. СПб. : КультИнформПресс, 2014. 241 с.
  5. Травкин И. Мобильный кампус как я его вижу [Электронный ресурс]. URL: http://e-lpro.blogspot.ru/2012/06/blog-posthtml (дата обращения: 29.04.2015).
  6. Черненко Г. Н. Особенности архитектурно-планировочной организации библиотек современных университетов // Архитектон: известия вузов. 2010. № 32. URL: http://archvuz.ru/2010_4/3 (дата обращения: 29.04.2015).
  7. Morphosis Architects. 41 Cooper Square. URL: http://morphopedia.com/projects/41-cooper-square (дата обращения: 29.04.2015).
  8. MVRDV. T?F TRIBUNE [Электронный ресурс]. URL: http://www.mvrdv.nl/projects/tribune (дата обращения: 29.04.2015).
    ОТ ЛЕСТНИЦЫ КАК КОММУНИКАЦИОННОГО ЭЛЕМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗДАНИЙ К СТУПЕНЧАТЫМ СТРУКТУРАМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
    Written by: Петрова Лариса Владимировна, Шульгинова Ольга Андреевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/30/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook