30 Апр

ОБОЛОЧКИ ЗДАНИЙ КАК ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ РАЗНООБРАЗИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МАССОВОГО ЖИЛИЩА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время ключевым вопросом в работе архитекторов является разнообразие жилища. Под массовым жилищем сегодня понимается не только социальное жилье, предназначенное для малообеспеченных жильцов. Массовое жилище в современной урбанизированной среде, это многоквартирные жилые объекты, предназначенные для проживания разнообразного населения современной сложной городской среды.Когда речь идет о проектировании нового жилища, встает вопрос о том, как изначально запроектировать объект таким образом, чтобы он был комфортным и привлекательным во всех аспектах для потенциальных жильцов любого статуса и любого возраста. Статус жилых домов, также, как и любых других зданий определяет качество разработки проекта, использованных в строительстве материалов, и, конечно же, использование новейших технологий и систем в организации внутреннего пространства объекта и внешнего облика зданий. В России с каждым годом увеличиваются темпы строительства, что естественно повышает требования к качеству жилья и созданию комфортной среды.Комфорт в данном случае подразумевает также и визуальное восприятие объекта. Соответственно, оболочка, это один из важнейших аспектов, благодаря которому достигается разнообразие при проектировании жилых объектов. В данном исследовании представлен анализ оболочек жилых объектов, реализованных в Европе и России, для более удобного восприятия, разделенный на временные периоды.

1890-1910 гг. Домодернистский период развития массового жилища.

Вступление капитализма в монополистическую стадию вызвало большие изменения в экономике, демографии и техническом оснащении городовЕвропы. Поскольку к началу ХХ века крупные европейские города и столицы исчерпали свои земельные ресурсы, и размещение в них новых необходимых промышленных предприятий и новой жилой застройки стало невозможным, стали активно осваиваться окраины. Цветовые решения оболочек зданий были предельно скромны, пластика фасадов в целом была достаточно разнообразна и рельефна. Отделочные материалы в основном были ограничены, это штукатурка, краска, реже облицовочный камень, кирпич.Плитка и мозаика использовались крайне редко, дерево в единичных случаях. В целом можно сказать, что в этот период при проектировании жилья внешнему облику зданий уделялось наименьшее внимание (рис. 1, 2). Тем не менее, были и исключительные объекты, такие как «Дом Батло» А. Гауди в Барселоне (рис. 3).

На рубеже 19-20 вв. Россия вступила в новую эпоху империализма. Революция 1905 г. вынудила правительство принять меры по улучшению качества и благоустройству городов. Не смотря на неудачные попытки в области строительства жилища для рабочего класса, представители либеральной буржуазии стремились найти новый идеальный тип массового жилья. В первые десятилетия ХХ в. начали появляться доходные дома-комплексы. Таким образом, возник новый тип жилища – буржуазный многоквартирный жилой дом. Эти дома отличались роскошью, повышенным комфортом и достаточно выраженными пластичными фасадами. Цветовые решения фасадов были достаточно ограничены, пластика была достаточно выраженной. Что касается материалов, в большинстве случаев это была штукатурка и краска, иногдаприменялся камень (рис. 4, 5).

1920-1940 гг. Модернистский период развития массового жилища.

В европейских городах жилищный кризис продолжал нарастать, поскольку построенное жилье было некачественным и не отвечало изначальным потребностям. Важным фактором являлось возникновение новых отраслей индустрии и промышленности, производства новых строительных материалов. В этот период цветовые решения стали более разнообразны. Фасады зданий стали менее пластичны, более лаконичны с точки зрения рельефа. Что касается материалов, то в основном использовались штукатурка, краска, реже чистый бетон. В некоторых случаях можно было встретить применение кирпича и плитки. В 20-30 годы членение фасадов было строго ортогонально, декор в основном осуществлялся посредством использования различных цветовых решений, декоративных элементов (рис. 6, 7).

Работа над социальным типом жилья велась российскими архитекторами с 1925 г. Архитекторы этого периода стремились отойти от эклектики и стилизаторства и перейти к новым формам в архитектуре. Стремительный рост экономической, культурно-бытовой и политической отрасли страны вызвал необходимость в новом стиле в архитектуре. Им стал стиль модерн, основанный главным образом, на достижениях строительной техники эпохи империализма, таких как, применение металлических каркасов, железобетона, различных декоративных элементов, керамической плитки и пр. В эти годы создавались персональные архитектурные мастерские, благодаря которым архитекторы могли проявить себя с творческой стороны. Тем не менее, ассортимент строительных материалов в этот период был ограниченным по составу и невысоким по качеству. Оболочки жилых зданий чаще были монохромными, в качестве материалов в основном использовались штукатурка, краска, реже бетон, камень, кирпич, плитка. В 20-егоды — начало эпохи конструктивизма, фасады отражали общие планировочные решения зданий, четкие ортогональные линии, членения, пластика (рис. 8, 9). Остеклению фасадов в этот период уделялось особое внимание.  30-е годы — расцвет конструктивизма, былореализовано множество интересных проектов и идей. В конце 30-х и 40-е годы появляются массивные жилые здания эпохи сталинского ампира (рис. 10), [1].

1950-1970 гг. Поздний модернистский период развития массового жилища.

1950-е годы в европейских странах – это начало современной научно-технической революции. Повсеместно происходили поиски новых структур и архитектурно-художественных приемов выразительности, основанных на индустриализации строительства. Прослеживалось стремление к пластичности и желание отойти от однообразия прямоугольных форм и очертаний. Цветовые решения оболочек жилых зданий в этот период были достаточно разнообразны. Отсутствовало единое стилистическое направление. Архитекторы этого периода находились в активном поиске, как форм, так и материалов (рис. 11-13). Часто применялся бетон, реже штукатурка, краска, кирпич, иногда плитка, достаточно много стекла. В качестве солнцезащитных элементов начали часто применять жалюзи. Архитекторы находились в поиске способов разнообразить массовое жилище, [3].

ВРоссиив середине 50-х годов в области технологии строительства возникла возможность значительно сократить сроки строительства и снизить его стоимость. Таким образом, чтобы решить проблему острой нехватки жилья, возникшую после войны, необходимо было переключить внимание архитекторов с творческих подходов и индивидуальности в проектировании. Конец 60-х — 70-е годы можно назвать неким прорывом в советской архитектуре.Внимание проектных организаций и исследовательских институтов страны было главным образом сосредоточено на разработке новых технологий, которые бы позволили строить жилые здания более гибкой, сложной и разнообразной конфигурации и этажности. Эта проблема и в наши дни продолжает быть актуальной. Цветовые решения фасадов жилых зданий в этот период были предельно скромны. При облицовке использовались штукатурка, краска, реже кирпич. Тем не менее, с развитием техники, в конце 60-х начали появляться более интересные объекты панельного домостроения (рис. 14, 15), [2].

1980-2010 гг. Постмодернистский период развития массового жилища. Современные подходы в проектировании массового жилища.

В большинстве европейских городов к 1985 году  пустоты в городской ткани, оставленные войной, были заполнены, и городские программы реконструкции фактически завершились. Появилась тенденция к улучшению проектов массового жилья. В 1990-х исследование концепций жилища стало одной из доминирующих тем в архитектуре. Оболочки зданий стали отражать полный спектр строительных и отделочных материалов, возможностей техники, а также всевозможные оттенки цветов. Разнообразие материалов, пластики, фактур, цвета и возможности применения и комбинации всего этого стали настолько безгранично, что некоторые объекты относительно восприятия фасада стали соразмерны произведениям искусства (рис. 16-21), [4,5,6,7].

В России начиная с 80-х годов происходит улучшение типологии жилых зданий. Оболочка зданий претерпевает некоторые изменения, касающиеся цветовой палитры, а также материалов. С 1980 г. начинает вводиться цвет и становится гораздо больше декоративных элементов на фасаде. Что касается материалов, то появляется плитка, с 90-х начинают применяться панели из различных материалов и различного цвета и фактуры, хоть и далеко не повсеместно, также жалюзи, в большом количестве стекло, иногда дерево (рис. 22-24). Продолжает использоваться в большинстве проектов кирпич, штукатурка, краска.

В результате проведенного исследования разработана классификация оболочек жилых объектов. Применение и комбинирование различных вариаций оболочек в одном объекте, как и других позиций,создающих жилище, может позволить добиться разнообразия в архитектурно-планировочной структуре современных жилых объектов.Классификация оболочек жилых объектов состоит из таких аспектов, как: облицовочные материалы, облицовочные элементы, средства художественной выразительности. Также оболочка может являться частью конструктивной системы,или быть самостоятельным элементом жилого объекта. Рассмотрим более подробно эти аспекты.

Облицовочные материалы: дерево, камень, стекло, бетон, штукатурка (краска), металл, пластик.

Облицовочные элементы: плитка (мозаика), кирпич, панели, жалюзи.

Средства художественной выразительности: цвет, членение, сетка проемов, пластика, декоративные элементы, светозащищающие элементы.

В европейских странах существует достаточно большое разнообразие при проектировании оболочек жилых объектов, несмотря на такие факторы, как: климатические условия места строительства, уровень жизни, различия в социальных классах и т.д. В России на данный момент выбор выявленных аспектов создающих классификацию оболочек жилых зданий достаточно ограничен. Таким образом, исследование подобного характера и направленности достаточно сложно было бы провести, опираясь на примеры исключительно российского жилья. На данный момент в России приоритет отдается количественному изменению в массовом жилом строительстве, а вопрос о качественном изменении, которое является необходимым, остается в большинстве случаевоткрытым.

Европейский опыт в области проектирования массового жилища необходим сегодня российских архитекторам, поскольку в стране происходят аналогичные изменения,которые отражаются на восприятии людей пространства, в котором они существуют. Соответственно, русский рынок также испытывает потребности в разнообразии жилья не только на бытовом уровне, с планировочной и функциональной точки зрения, но и с точки зрения визуального комфорта и восприятия.

Список литературы:

  1. Хан-Магомедов С.О. Архитектура Советского авангарда. Книга вторая. / С.О.Хан-Магомедов / Социальные проблемы, Москва / Стройиздат. – 2001 – 712 с.
  2. ProjectRussia №25 / Микрорайон / БартГолдхоорн / М.:Amsterdam: А Фонд. – 2003 – 89 с.
  3. Flor Plan Manual / Birkhauser / Switzerland, Basel – 2004 – P. 311.
  4. A+T / Dencityiv / Arquitecture+Technology / Printed graficassantamaria, s.a., — 2003 – P.319.
  5. A+U / Architecture and Urbanism №415 – 2005:04 –P. 139.
  6. A+U / Architecture and Urbanism №429– 2006:06–P. 129.
  7. ПроектInternational №16 / БартГолдхоорн / М.: Amsterdam: АФонд. – 06.2007 – 137с.
    ОБОЛОЧКИ ЗДАНИЙ КАК ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ РАЗНООБРАЗИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МАССОВОГО ЖИЛИЩА
    Written by: Сидорова Елена Игоревна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/30/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook