27 Фев

ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ СЕР. 19 В.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Промышленная революция и массовое производство 19 века стали толчком новой волны урбанизации. Естественный прирост населения в Европе и возрастающая эмиграция в США[4], а также необходимость подготовки кадров технических специальностей стали толчком для переосмысления  не только градостроительной политики в целом,  но и осознания роли образования в быстро развивающемся обществе.

К началу ХХ века в США и Европе заметно увеличивается не только количество университетов, но и количество студентов в каждом университете. Возникает необходимость расширения существующих зданий университетов  и строительство новых университетов  в плотной городской структуре или в пригородах крупных городов (по примеру американского университета-кампуса). Постепенно формируются  новые принципы проектирования университетов, соответстующие быстро развивающемуся обществу.  Меняются градостроительные принципы развития городов и здания университетов играют важную градостроительную роль в  архитектуре ХХ века.

К 20 веку уже сформировалось несколько типов университетов.  В первую очередь это классический исторический кампус в плотной городской застройке  города, возникший еще в 12 веке.  Первые здания университетов в Болонье, Париже и других городах западной Европы исторически формировались в центральной части города и имели важнейшее градообразующее значение. Это городские кампусы локального типа (по классификации  Пучкова М.В.)[2]

С развитием научного прогресса роль их не изменилась, но последовало расширение и преобразование существующих зданий. Так историческое здание Сорбонны было построено архитектором Жаком Лемерсье в 1642 г. На протяжении  более 3 веков в здании размещались все факультеты Парижского университета и Латинский квартал – студенческий городок, сформированный вокруг здания Сорбонны – был центром студенческой жизни города. Только в 1970 г. Сорбонна была разделена на 13 университетов, здания которых находятся в других кварталах Парижа и его пригородах. Возник новый тип университета – кампус рассредоточенного типа (по классификации Пучкова М.В.)[2].

Преобразование университетов началось в США, затем переместилось в Англию, позже в Германию и Францию. В первую очередь это связано с реформами в образовании, стремлением повысить уровень образования и уменьшить влияние церкви.

В США в 1862 г был подписан акт Моррилла (Morrill Act) согласно которому создавался новый тип университетов – негосударственные. Правительством выделялись земли для строительства университетов в основном вблизи небольших городов. С градостроительной точки зрения эта модель университета является противоположной европейскому, исторически сложившемуся Городу-университету. Как правило, территории университетов  находились вдали от крупных городов и занимали значительное пространство. К таким университетам можно отнести Виргинский университет, основанный в 1817 г. В 1865 г. был открыт Массачусетский технологический институт, который в будущем стал моделью для учебных заведений подобного типа в США.

К тому времени в США уже существовал ряд городских университетов, построенных по европейскому образцу. Так, в 1636 г. был основан Гарвардский колледж, а затем Йельский колледж (1701г.), колледж в Нью-Джерси (1746 г.), колледж Филадельфии, ставший впоследствии  Пенсильванским университетом (1755 г.) и др. Однако, существующие университеты, обучающие в основном элиту и зависящие от церкви, не могли предложить подготовку техническим специальностям, на которые остро возник спрос после промышленной революции.

В Англии после промышленной революции возникла потребность в строительстве новых университетов в связи с возникновением новых направлений образования. К так называемому второму поколению университетов можно отнести инженерные университеты, построенные в Дурхаме (1832), Лондоне (1836), Манчестере (1851), а также «Королевский колледж искусств» в Лондоне (1837) и «Институт науки и технологий» в Манчестере (1824). К концу века строятся крупные университеты в Ливерпуле (1900), Бристоле (1909) и других городах Англии. Следует подчеркнуть, что в  Лондоне университеты строились по периметру городского кольца, что позволяло им иметь обширные территории для развития. В Вене новые университеты располагали внутри кольца значимых общественных зданий, таких как опера, театр и музей.  В Париже также строили университеты за чертой города на свободных территориях, но большее внимание уделяли реконструкции существующих исторических зданий университетов. Это отразилось на развитии университетов в 20 веке. Университеты США и Англии развивались быстро, не испытывая недостатка в территории. Университеты же Парижа были в упадке т.к. здания были малы, что не позволяло вместить достаточное количество студентов. Также они располагались в плотной жилой застройке, что не позволяло строительство новых корпусов.

Уже к концу века в Англии начали строить «Greenfield universities» по примеру американских университетов-кампусов. Первым стал колледж в Салфурте, построенный в 1896 году в пригороде Манчестера. Он занимал 14 гектар. Колледж специализировался на науке и технологиях.

К концу 19 в. во Франции существовало 16 университетских городов (Париж, Тулуза, Гренобль, Бордо и д.р.). Следует выделить классификацию не отдельных университетов, а городов, в черте которых они находились. Так существуют традиционные города-университеты (Aix-de-Provence). Они представляют собой средневековый город среднего размера с исторически сложившимся кампусом в центральной части. Париж и Лион относят к крупным университетским городам, где существует развитая сеть университетов, колледжей и лицеев. Существуют также пригородные кампусы университетов, обособленные от города (Орлеан) и новые кампусы университетов, встроенные в центральную часть города (Авиньен).

Промышленная революция дала толчок для усложнения типологий университетов. Однако существуют общие тенденции, присущие университетам всех стран: расширение существующей территории университета путем строительства новых корпусов, а также вынос территорий новых университетов за городскую черту.

Литература

  1. «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность» Издание в 2 томах. А.В. Иконников, Москва 2002 г.
  2. «Архитектура университетских кампусов» Пучков М.В.
  3. Интернет-ресурс history.vuzlib.su
  4. Интернет-ресурс www.geographyofrussia.com/zapadnaya-evropa-demograficheskij-obzor
  5. “Campus Landscape. Functions, forms, features.” Richard P.Dober
  6. «Urbanisme univesitaire a l’etranger et en France» Pierre Merlin, Paris 1995
    ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ СЕР. 19 В.
    Статья посвящена исследованию градообразующей роли университетов под влиянием развития науки и техники в сер. 19 в. Выявлено усложнение типологий университетов, а также закономерности развития университетов США и Европы.
    Written by: Кашко Ольга Леонидовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/26/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook