23 Июн

АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАПОВЕДНИКОВ АБШЕРОНА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Архитектурная композиция этих заповедников выражается в целенаправленности различных строений, расположенных на их территориях, и эмоциональном эффекте, создаваемом при их зрительном восприятии.   Переселенческая система заповедников в этой местности длилась веками. Их архитектурная композиция подчинялась не только защитным требованиям, но и климато-географическим условиям, родственным связям населения. Каспийское море играло своеобразную роль в формировании жилых местностей в относительно равнинном рельефе. Некоторые из заповедников (Ичери Шехер, Нардаран) — формировались на берегу Каспийского моря, а другие (Гала, Сураханы, Гобустан) — внутри полуострова. Защитная система жилых местностей заповедников была одной из основных задач в средние века. Это доказывают защитные башни, сохранившиеся на территориях заповедников.

Являющаяся самым древним религиозным памятником архитектуры в Ичери Шехер — мечеть Мухаммеда распложена на сложном, ступенчатом рельефе города и сыграла особенную роль в формировании архитектурной композиции местности. Возведенная в XI в., Мечеть Ашур, занимающая крайнее положение до XV-XVİI вв., Джума-мечеть, мечеть Шейха Ибрагима и Гыз Галасы (Девичья башня)превратились в основные элементы формирования линейной торговой улицы в Ичери Шехер. В начале XIX — XX вв. архитектурный образ торговой улицы преобразился после построения каравансараев Мултани и Бухара. Положение жилых зданий вдоль торговой улицы дополнило архитектурную композицию общественного центра крепости. Сооружение в XV веке ансамбля дворца Ширваншахов на самом высоком рельефе территории заповедника «Ичери Шехер» сыграло своеобразную роль в строении плана средневекового города. Высокие архитектурно-художественные качества этого ансамбля  отличаются мастерским размещением отдельных сооружений на рельефе местности, прекрасным решением силуэтов, мастерским использованием декоративных особенностей местного камня-известняка с великолепной резьбой, что способствовало созданию целого  стилевого направления в зодчестве Азербайджана. Вокруг дворца Ширваншахов сформировался «Шах Мехелле» («Шахский квартал»). Таким образом начался этап освоения окружающей среды вокруг этого сильного градостроительного узла с одновременным тяготением к набережной, в зону Гыз Галасы и Джума мечети (XIV в.), где складывались центральная и торговая магистрали города. Градостроительная система Ичери Шехер в результате полного освоения его территории жилыми кварталами к концу XVIII века получила интересное решение в виде трех террасированных улиц вокруг комплекса дворца Ширваншахов. В данном случае расположение меридиальных террасированных улиц с радиальными в сторону набережной создало (живописную планировочную схему. Формирование в городе таких мехелле, как Зергерлер, Хамамчилар, Аг шалварлылылар, Балыгчилар и др. охватывает период от средних веков до XIX века. Врезультате «нефтяного бума» в XIX веке внутри крепостных стен были построены новые культовые и жилые здания.(Рис.1) Гыз Галасы» («Девичья Башня»), построенная в V-VI вв. н.э. на берегу Каспийского моря, на территории «Национального историко-архитектурного заповедника Ичери Шехер», выполняла сигнальную функцию и сообщала населению о вражеских нападениях с моря, а также превратилась во временное убежище жителей.

Рисунок 1. Национальный историко-архитектурный заповедник Ичери  Шехер (Девичья башня,дворец Ширваншахов)

Крепость относят к построениям доисламского периода огнепоклонничества, колодцы для воды и продуктов внутри донжона, санитарные узлы, оружие и боеприпасы, найденные в колодцах, доказывают изменение функции башни в дальнейших  веках для защитных целях. Размещение «Гыз Галасы» у берега превращало окружающий участок в наиболее активный градостроительный фактор в динамике развития средневекового Баку. В XII веке Баку окружался дугообразными крепостными стенами, которые начинались от «Гыз Галасы» и простирались на север, к воротам «Гоша Гапы», а оттуда к Сальянским воротам. А в XVII веке Бакинская крепость окружалась вторыми крепостными стенами. В XIX веке, в связи с развитием форштадта, вторые крепостные стены были снесены.

Крепости с донжоном, выполняющие защитную функцию, играли доминирующую роль в архитектурной композиции исторических заповедников в селениях Нардаран и Гала. В XIII — XIV вв. на территории села Гала на скалистом пьедестале была сооружена защитная крепость с характерным для Апшерона четырехугольным планом. Донжон высотой 22 метра сохранял под наблюдением все дороги, ведущие в село, также был одновременно сигнальным и военным построением защитного характера.   В XIV веке на относительно высоком рельефе села Нардаран, в северном направлении была построена окруженная крепостными стенами крепость донжон с круглым планом в 3 яруса. На этой территории встречаются колодцы для воды и продуктов. Постройка защитных крепостей в жилых поселениях стала причиной для формирования вокруг них городов и сел. В формировании архитектурной композиции заповедников чувствуется большое влияние и религиозных факторов. В жилых поселениях Апшерона также доминирующее положение присуще религиозным постройкам.

В историко-архитектурном заповеднике «Атешгях», в отличие от других заповедников, зорoастрийский храм как градостроительный фактор стал причиной формирования вокруг него структуры плана села Сураханs [5].Это село, где постоянно горел огонь, всегда привлекало внимание огнепоклонников и постепенно превратилось в святилище. То, что индийские купцы приходили в Азербайджан по «Большому шелковому пути» и в XVII- XVIII вв. строили здесь свои храмы, превратило «Атешгях» в одно из знаменитых святилищ Востока. Святилище состоит из комплексных построек, которые включают в себя 4-арочный павильон, защищающий огонь, ячейки типа каравансарая, кухню, жилые комнаты и комнаты для пыток. Несмотря на то что в XVII-XVIII вв. в Азербайджане, особенно на Апшероне, широко распространилась исламская религия, в селе Сураханы вплоть до XIX века храм огнепоклонников оставался гегемоном.(Рис.2)

Развитие градостроительной композиции Нардаранского историко-культурного заповедника можно разделить на три этапа: на первом этапе был построен замок (1301), вокруг которого заселились первые жилые кварталы, появилась «священная роща»(1363-1364 гг.) и был построен хамам (1388 г.).

Второй этап характеризуется строительством мечети Шах Аббаса II (1662-1663 гг.), каравансарая Шах Аббаса II (1666-1 1667 гг.) в районе Молла Талыблы и Мектеб-мечети Сулеймана I (1686-1687 гг.). Строительство культовых и  гражданских сооружений на этом этапе развития селения подтверждает потенциальные возможности населенного пункта, как процветающего в этот период. Третий этап начинается в XIX веке, когда в Нардаране вновь активизируется строительство культовых и гражданских сооружений.

Рисунок 2. Историко-архитектурный заповедник «Атешгях»

В этот период в Генбер-мехелле были построены  мечеть Гуламали (1806,1906 гг.), в Гум-мехелле Джума мечеть (1837 г.), в Ага-мехелле Ага-мечеть (1675 г.), а рядом с этими мечетями были построены хамамы [3]. Гражданские сооружения превратились в направляющие постройки в силуэте заповедника Нардаран. Бани с полуциркульными куполами и возведенными из камня дымоходами превратились в доминанты села. Общественные здания, являющиеся монументальными постройками села, сыграли своеобразную роль в превращении центров мехелле в градостроительные узлы. В каждой мехелле мечеть и баня вместе с площадью образуют центр мехелле. Несмотря на то что религиозный центр села Нардаран – Пир-мечеть, мечети Сеид-Юсиф, Гаджи Бахши и каравансарай Гаджи Бахши строились в разные периоды, эти постройки сформировали исторический средневековый образ села. Одноэтажные жилые здания с дублами образуют фоновые постройки селения. Такие, характерные для Апшерона, жилые здания не встречаются ни в одном из регионов Азербайджана. Основная интересная плановая композиция прямолинейных, Г — образных, 2-рядовых гражданских зданий заключается в строении их кухни и «суахана»(водосток).(Рис.3)

Градостроительное строение историко-этнографического заповедника Гала состоит из линейного общественного центра с четырьмя мехелле. Общественная площадь мехелле «Терекеме», «Гаджи Рамазан», «Шыхлар», «Балаверди» формируется с помощью одноименных мечетей и торговых лавок в окрестности.

                                                

Рисунок 3.Историко-культурный заповедник «Нардаран»(Мечеть Ага, и крепость)

Историческим центром заповедника Гала являлась цитадель с донжоном и Джума — мечетью внутри. Цитадель занимает самое доминирующее место в планировочной структуре селения. Ее стратегически удачное расположение сыграло роль в выборе и организации главного центра селения вокруг цитадели. Здесь же, возможно, и было решено построить небольшую мечеть, которая вначале обслуживала местный гарнизон и жителей [2].

Сформированные под влиянием исламской религии закрытые дворы, глухие стены жилых зданий, выходящие на уличный фасад, придают скучный вид селам Нардаран и Гала. Лишь купола религиозных и жилых зданий, вертикальные акценты донжонов крепостей оживляют их сельскую архитектуру. Несмотря на то что исторические заповедники Апшерона имеют одинаковые климатические и географические условия, они обладают разными архитектурными, градостроительными особенностями.

Ичери Шехер окружен крепостными стенами, но в архитектурном образе вышеуказанных сел такие защитные стены не встречаются, т.к. их образ жизни был связан с земледелием и скотоводством. В основном жилые здания, построенные в Х1Х-ХХ вв., не были закрытого характера. Характерные особенности архитектурной композиции жилых зданий с дублами, присущих только Апшерону, состоят из строения печей, тендиров, суаханов и решения кухни.

Архитектурная композиция, полностью сохранившая свой образ средневековой архитектуры села Гала, дополняется банями, построенными в XIV- начале XX вв., мавзолеями, овданами, жилыми домами, построенными в XIX-XX  вв.(Рис.4)

Рисунок 4.Национальный историко-этнографический заповедник «Гала» (Джума мечеть, и дом с дублой)

Застройку заповедников можно рассматривать как монолитную, но пластичную объемную массу. Местный белый камень-известняк играет особую роль в формировании архитектурной композиции исторических заповедников Апшерона. Камень с пористой мягкой структурой обладает своеобразной пластикой в украшении куполов, минаретов, конструкции арок и крыш, порталов, колонн и эпиграфики.

Список литературы

  1. Азимбеков И. Древний Нардаран //ААКХ, вып I.-25 с.
  2. Алиева Р. Уникальное село Гала. Баку, 2007.- 124 с.
  3. Алиева Р. Историко-культурный заповедник Нардаран.(Сборник статей) Баку, 1998.-200 с.
  4. Фатуллаев Ш. Архитектурная Энциклопедия Баку. Анкара, 2007.-543 с.
  5. Фатуллев Ш. Зодчество Апшерона. Баку, 2003.-473 с.
    АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАПОВЕДНИКОВ АБШЕРОНА
    Богатое архитектурное наследие ряда поселений Апшерона привело к необходимости регистрации их в качестве «заповедника». На территории Апшеронского полуострова зарегистрировано 5 исторических заповедников: «Национальный архитектурно-художественный заповедник Гобустан» (1966 г.); «Национальный историко-архитектурный заповедник Ичери Шехер» (1985 г.); «Историко-этнографический заповедник Гала» (1988 г.); «Историко-культурный заповедник Нардаран»(1992 г.) и «Историко-архитектурный заповедник Атешгях». Застройку заповедников можно рассматривать как монолитную, но пластичную объемную массу. Местный белый камень-известняк играет особую роль в формировании архитектурной композиции исторических заповедников Апшерона. Камень с пористой мягкой структурой обладает своеобразной пластикой в украшении куполов, минаретов, конструкции арок и крыш, порталов, колонн и эпиграфики.
    Written by: Алиева Рахиба Шанхай к.
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/14/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook